Помеха свыше оказалась смертельной

Красноярцам грозят природные стихии, экономические кризисы и решения власти

 На их месте мог быть я. Такая мысль приходила в голову многим красноярским автомобилистам в пятницу, 2 августа, когда рухнувшая на проспекте Свободный стена, похоронила двух мужчин, смяв их машину словно картон.

Где трагедия произойдет завтра? С кем? По оценке экспертов, подобных опасных мест в Красноярске не менее сорока. Сколько их в крае - в авральном режиме выясняет правительство региона.

Да, и еще один вопрос. Почему?

Красноярцам грозят природные стихии, экономические кризисы и решения власти
Рисунок: Анатолий Самарин

 - Причиной обрушения послужила вода, которая не была отведена от подпорной стенки, а попадала как раз в ее пазуху, - рассказал «МК» технический директор ОАО «Научно-технический прогресс» Михаил Сашко, которого Следственный комитет пригласил для подготовки экспертного заключения о причине падения стены. - Пока есть две версии попадания туда воды. Первая - по каналам телефонной сети, кабели которой проложены в трубах, и колодцам, которые проложены вдоль проспекта Свободный. Вторая - с улицы Куйбышева, откуда вертикальная планировка сделана так, что вся вода, которая собирается у жилых домов, идет к подпорной стенке».

- Была ли возможность установить там ливневую канализацию?

- Даже вы, человек без специального образования, понимаете, в чем суть проблемы! Надо было перехватывать поток воды, отводить в ливневую канализацию, не допускать его к подпорной стене. На выполнение программы по сточным водам ежегодно выделяются средства: делают реконструкцию коллекторов и очистных сооружений, но, видимо, денег недостаточно. Сорок потенциально опасных объектов, которые сейчас нужно проверять, значатся в перечне. Этот список есть в администрации города, он был озвучен на совещании в пятницу.

ХХХ

Как просто, казалось бы. Всего-то и нужно - установить «ливневку», и трагедии удалось бы избежать. Тем более что опасность, несмотря на мгновенный исход пятничного ЧП, не грянула внезапно. Отсутствие организованного стока дождевой и талой воды донимает регион годами. В Красноярске после каждого ливня тонут автомобили. В поселках края заливает огороды и подвалы в низинных домах, лишая сельчан запасов.

В пятницу, после обрушения стены на проспекте Свободном в правительстве прошло экстренное заседание краевой комиссии по ЧС. По селекторной связи всем главам муниципалитетов поручили до 5 августа проверить состояние опорных стен, дорожных переходов, других инженерных сооружений и дорог. В понедельник, по данным «МК», полной картины мест, где людям грозит опасность, еще не было. Но «общая картина» прорисовывалась гораздо раньше. Например, в 2008 году.

Именно тогда в Красноярске начали разрабатывать программу оснащения города ливневой канализацией. На тот момент, по информации департамента градостроительства, лишь 15 % улиц Красноярска имели ливневки. На ликвидацию проблемы требовалось, по мнению разработчиков, десять лет и нешуточные вложения - 20 миллиардов рублей. (Для сравнения: бюджет Красноярска в 2013 году составил 26,9 млрд). Программу разработали. Но напомним дату - 2008-й. Нетрудно предположить, что произошло дальше. Даже по признаниям самих чиновников, ситуация с ливневками за пять лет практически не изменилась. Они по-прежнему обеспечивают 15 % улиц.

ХХХ

Но даже имеющиеся канализации, как выяснил гражданский патруль Красноярского отделения Федерации автомобилистов России, работают с грехом пополам.

Так совпало, что рейд по ливневкам города общественники проводили как раз 2 августа. За несколько часов до обрушения на Свободном. На карандаш патруля попали улицы Высотная, Тотмина, Калинина, Металлургов, Ястынская, Брянская. После рейда в мэрию отправили письмо с требованием обратить внимание на эти объекты.

«О проблеме власть знает, но все упирается в то, что денег не хватает. Как вариант, можно делать септики - резервуары, в которые сливается вода, а потом откачивается спецмашинами. Это не очень дорогое решение проблемы», - предлагает руководитель Красноярского отделения ФАР Павел Стабров. Как выяснил «МК», дефицита таких спецмашин в городе сегодня нет.

По информации ФАР, после затяжных дождей на улицах Карла Маркса, Джамбульской и Краснодарской образовались провалы в асфальтовом покрытии. На Семафорной красноярец провалился в свежую яму, - передает одно из информагентств. «Я возвращался домой, - цитирует потерпевшего СМИ. - Как раз закончился мощный ливень. Так как дорога во дворе залита, решил обойти вдоль подъездов. Иду и вдруг асфальт просто ушел из-под ног. Я оказался в яме по грудь. В результате падения отбил несколько ребер, получил ссадины и ушибы. Воды в яме не оказалось, она ушла в подвал дома».

ХХХ

Каждый автомобилист знает, что такое «помеха справа». Соблюдая правила движения, можно хотя бы отчасти контролировать ситуацию на дороге. Но как предотвратить «помехи сверху»? Точнее «свыше»?

Речь идет не только о том, что с неба льет: хлябям не прикажешь «разверзнуться обратно». И не только о том, что на бюджеты всех уровней свалился экономический кризис, а затем «затратные» указы президента. Дело в том, что второстепенность (на чиновничий взгляд свысока) иной строки расходов бывает смертельно опасна. А еще дело - в безответственности.

Как заявили в мэрии Красноярска, служебное расследование показало, что «действия ответственных лиц были недостаточно компетентны». Накануне ремонта стены на Свободном комиссия приняла решение, какие работы следует проводить, но при проверке оказалось, как выразился мэр, «решение было принято одно, а реализовано другое». Например, По информации в СМИ, вместо железной арматуры использовались деревянные палки, которые прогнили от воды.

После трагедии началось исследование сорока опасных объектов, и два участка уже закрыты. Подпорные стенки требуют укрепления на улице Чкалова и в переулке Боготольский. Здесь тоже могли случиться ЧП, могли погибнуть люди, но гром грянул на Свободном.

ХХХ

Обрушение здания ЗАО «Искра-прибор» на улице Телевизорной, где погибли три человека. Падение башенного крана на улице Водяников, погибли три человека. Еще одно падение крана на проезжую часть улицы 9 Мая - крановщик стал инвалидом, девять машин смято. Вы слышали, чтобы кого-то всерьез наказали?

После ЧП на Свободном три чиновника лишились кресел, но разве кто-нибудь сомневается в том, что эти люди осядут в другом «теплом» месте? «Мы не жаждем крови, просто хотим, чтобы нас перестали просто так убивать, случайно и нелепо. Кто-то должен понести за это наказание по-настоящему, тогда ЧП прекратятся», - услышала я днем 2 августа на месте обрушения от немолодой женщины.

И она права, потому что безнаказанность тоже порождает порочную практику безответственности. Помеха свыше препятствует не проезду - она не дает жить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 7 августа 2013

Заголовок в газете: Помеха свыше

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру