Полет в зоне нулевой видимости

Власти края взялись за туманный проект в красноярском аэропорту

Как сообщил региональный министр транспорта Сергей Еремин, на ближайшем Красноярском экономическом форуме будет подписано соглашение о строительстве нового пассажирского терминала в аэропорту «Емельяново». Чиновник умолчал о том, кем данный пакт будет подписан. Кто этот инвестиционный воротила, задумавший внести лепту в дело развития воздушных ворот края?

Власти края взялись за туманный проект в красноярском аэропорту
Коллаж: Сергей Гуськов

Еремин в тему освоения летного пространства пока только въезжает: полномочия по управлению авиакомплексом возглавляемое им ведомство получило лишь в начале этого года. Но история расширения аэропорта, напомним, уходит в 90-е: тогда у местной правящей элиты возникла идея о трансполярных перелетах из Азии в Северную Америку, при которых Емельяново могло бы играть роль авиахаба. В 2008 году предполагалось, что инвесторами станут печально известные братья Абрамовичи со своим AiRUnion. Но компания приказала долго жить, и проект подвис.

Новую жизнь планы правительства обрели в 2010 году. Тогдашний куратор направления - региональное минпромэнерго - объявил: «Это фундаментальный труд. В плане определены критичные точки развития аэропорта, строительство пассажирского терминала. Он будет построен с использованием самых современных технологий и требований».

До 2015 года планировалось потратить на проект более 9 млрд рублей, к 2025 году общий объем финансирования должен был достичь 25 млрд. На эти деньги хотели построить аэровокзал, топливно-заправочный комплекс, обновить перрон (место, где стоят самолеты на поле), площадь перед вокзалом и прочие аэропортовые радости.

В 2010 году в проекте появилось главное действующее лицо – немецкая компания Hochtief Airport GmbH в качестве подрядчика-проектировщика, автора мастер-плана, разработчика проектно-сметной документации. В разных источниках об истории вхождения в проект немцев говорится примерно так: компания была «определена», «выбрана». Вот только кем выбрана? Это покрыто мраком. Никаких конкурсов или аукционов не проводилось. Хотя в Красноярске есть опытные проектировщики. К примеру, институт «Красаэропроект» участвовал в реконструкции терминалов в Анапе, Сочи, Норильске, КавМинВодах, на Камчатке, в Санкт-Петербурге, Томске, московском «Внуково». Кстати, его гендиректор Владимир Кондаков рассуждать о том, почему красноярских проектировщиков не привлекли в проект и не провели публичные конкурсы, отказался. Странно, не правда ли?

В пресс-службе аэропорта эту историю описали так: «Весной 2010 года было принято решение по составлению мастер-плана развития «Емельяново». После детального и многофакторного анализа работающих в этом направлении компаний выбор был остановлен на компании Hochtief Airport (о том, какие конкретно чиновники принимали это решение, в обоих министерствах – и промышленности с торговлей, и транспорта нам пояснить отказались – «МК»). Компания имеет опыт подготовки концепций развития для российских и зарубежных аэропортов. Красноярскому аэропорту она предложила структуру будущего мастер-плана развития, который будет включать в себя прогноз объективных показателей (темпы роста пассажиро- и грузопотока, тенденции авиаперевозок, экономическое развитие региона), оценку инфраструктуры, планируемые мероприятия по развитию аэропорта, в том числе реконструкцию существующих сооружений и строительство объектов и сметы по каждому этапу. Сразу после подписания контракта 13 июля в Красноярск прибыли представители компании Hochtief Airport для изучения объектов инфраструктуры, проведения переговоров с руководством аэропорта и авиакомпанией. Совместно со специалистами аэропорта «Емельяново» сформирована рабочая группа, которая начала подготовку к реализации проекта».

Вообще, неспособность сотрудников минтранса и минпромторговли дать толковые комментарии по теме аэропорта нас крайне удивила, ведь речь идет о многомиллиардном, социально важном проекте. Из чего мы сделали выводы: либо чиновники крайне некомпетентны (тогда с какой стати они продолжают работать в министерствах и получать зарплату из кошельков налогоплательщиков?), либо стараются скрыть подробности проекта (обычно это происходит, когда умалчиваемые нюансы могут вызвать общественный резонанс и вопросы надзорных структур). Не рассекретили чиновники информацию и о том, сколько денег немецкий проектировщик получил за свою работу.

А если бы конкурс состоялся? Тогда можно было бы выбрать самый технологичный и реализуемый проект реконструкции с точки зрения необходимого финансирования. Для сравнения можно вспомнить, как проводилась реконструкция Санкт-Петербургского аэропорта «Пулково». Правительство региона провело открытый конкурс, формировало пул инвесторов и застройщиков. При этом инвестиции оценивались в 44 млрд рублей – за эти деньги пассажиропоток увеличится до 22 млн человек к 2020 году, а площадь аэровокзала вырастет втрое и составит 114 тыс. кв. метров.

За 25 млрд рублей в Красноярском крае готовы согласиться на 35 тыс. кв. метров терминала и пассажиропоток в 3,5 млн человек в год. Почувствуйте разницу.

ХХХ

Как сообщили в Сибирском территориальном управлении Федерального агентства по обустройству госграницы Российской Федерации (Росграница), договор с немцами на проектирование пассажирского терминала и выполнение функции техзаказчика по проектированию заключила «ЭРА Терминал». Это частная компания. Здесь, видимо, и кроется ответ на вопрос: почему при выборе проектировщика не проводился конкурс. Об «ЭРЕ» «МК» писал в 2009 году: по информации гендиректора ОАО «Аэропорт «Красноярск» Евгения Фролкина, при реорганизации «КрасЭйр» из технологического процесса были выведены основные подразделения, занимавшиеся обслуживанием пассажиров, багажа, грузовых перевозок, обеспечением топливом, питанием и билетами. Эта деятельность была отдана частникам, в том числе «ЭРА Терминал» (сборы и тарифы за обслуживание пассажиров). В 2006 году Абрамовичи создали группу компаний «ЭРА-групп», которая должна была управлять рядом объектов и служб аэропорта. В том же году она заключила с «КрасЭйр» договор аренды привокзальной площади до 2025 года. Соответственно, компания и по сей день хозяйничает в аэропорту. Имеют ли к ней отношение одиозные Абрамовичи и сегодня, выяснить нам пока не удалось.

В начале прошлого года в СМИ со ссылкой на минпромэнерго появилась информация, что в схеме финансирования развития аэропорта участвуют две компании: ООО «Аэропорт «Емельяново» (учредитель - госпредприятие «Центр транспортной логистики») и ООО «ЭРА терминал». Аэропорт будет, дескать, вкладывать в реконструкцию собственные средства, а если их не хватит, то все компенсируют кредиты, которые предстоит гасить ООО «ЭРА».

«При той модели функционирования, которую компания «Емельяново» имеет, для обслуживания заемных средств достаточно оборота», - говорил год назад министр промэнерго Денис Пашков. Но если посмотреть на финансовое состояние этих компаний, то становится понятно: скорее всего, бремя выплат за кредиты ляжет на «Емельяново».

Так, чистая прибыль в ООО «Аэропорт «Емельяново» за 2011 год составила лишь 76 млн рублей, а ООО «Эра» за 2010 год получила убыток (!) в 18 млн, а в 2011 году вышла в плюс, в итоге показав 131 млн прибыли.

ХХХ

Кстати, финансовая концепция проекта за последние два года существенно изменилась. В паспорте инвестпроекта, размещенном на портале правительства региона, цена вопроса до 2025 года по сравнению с анонсированной Пашковым уменьшена в два раза и составляет 13,2 млрд рублей. Но странно: и площадь пассажирского терминала (35 тыс. кв. метров), и лелеемый пассажиропоток (до 3,5 млн человек, который в советские годы достигал и большего на тех же площадях без миллиардных инвестиций) остались прежними. Возникает вопрос: почему? Что изменилось? Кирпич заменили на необожженную глину?

В пресс-службе аэропорта «Емельяново» сказали, что в этом году речь вообще идет только о возведении терминала ценою в 3,5 млрд рублей. А топливно-заправочный комплекс, мол, уже построен! Вот только кем и за какие деньги – сообщить не смогли... Зато известно, кому он принадлежит. «ООО «Аэропорт Емельяново» учреждено как управляющая компания, - сообщила нам пресс-секретарь «Емельяново» Татьяна Каминская. - А в самом аэропорту работают многочисленные сервисные компании – частные ООО и ЗАО. Среди них ООО «Топливозаправочная компания Енисей» и ЗАО «Сибирь Авиа Сервис». Новый комплекс принадлежит ТЗК Енисей».

А напоследок - о том, как у нас работает министерство транспорта и насколько оно стремится быть услышанным людьми (через СМИ), насколько чиновникам важно сделать свою деятельность прозрачной.

Чтобы прояснить картину нынешней реконструкции, мы направили редакционный запрос Сергею Еремину. Как будет финансироваться проект, из каких источников? Что за могущественный инвестор придет, способный перелопатить столь масштабный и необходимый проект?

Ответ цитируем: «В настоящее время соглашение «О развитии транспортной инфраструктуры края путем создания международного пассажирского и грузового хаба в аэропорту Емельяново и терминала» находится на стадии согласования со всеми заинтересованными сторонами. В случае необходимости готовы предоставить вам окончательную информацию по итогам заключения соглашения».

Что ответил министр, если перевести его письмо на человеческий язык? А не пойти ли вам, журналисты «МК», со своими вопросами куда подальше?

Между тем федеральные СМИ сообщили о новых перспективах «Емельяново». Как рассказал «РБК daily», соглашение о развитии аэропорта, которое будет подписано на экономическом форуме 14 февраля, семистороннее: помимо властей края под ним подпишутся Минтранс, Росавиация, Федеральная таможенная служба, «Норникель» и «Интеррос». Но главная роль отводится «Ренове» Виктора Вексельберга, которая уже управляет аэропортами в других регионах, и в ближайшее время, возможно, получит контроль над «Емельяново», где собирается построить новый пассажирский терминал за 100 млн евро...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру