Письмо градоначальнику

Его превосходительству, городскому голове Наилю Зафаровичу Едигееву

Ваше превосходительство, почтеннейший и благороднейший градоначальник славного города К Наиль Зафарович! Повод для обращения, увы, невеселый, но требующий пристальнейшего Вашего внимания. С прискорбием сообщаю о расколе, случившимся среди нас, депутатов Городской думы. Четверка провокаторов и анархистов удумала надругаться над представительным органом, священным для любого российского подданного. Истребовала, чтобы депутаты отчетность несли обо всех доходах своих перед людьми!

Его превосходительству, городскому голове Наилю Зафаровичу Едигееву
Рисунок: Анатолий Самарин

Человеку, в государственных делах не искушенному, то может показаться безделицей, однако Вы, мудрейший Наиль Зафарович, уже поняли, что речь идет о вотуме недоверия народным избранникам. Горько и больно становится на душе от того, что в светлые времена духовного возрождения России умы благодарных подданных отравляют смутьяны. Прискорбнее всего, что смутьяны не от невежества. Напротив, они упорствуют в пороке, осатанев от безнаказанности. Один, разночинец Петька Курицын, социалист и тайный народоволец. Не держись он за депутатское кресло и некоторое общественное положение столь крепко, давно бы уж бомбы в императорские кортежи швырял. Другая - Илона Версина - печальный пример того, что делает с женщинами образование. Нахалка, эмансипе и нигилистка с желтыми от папирос пальцами. Но бомбу у нее не ищите: знается с влиятельными полицейскими чинами. Что гарантирует лояльность Государству, но (прошу обратить на то особое внимание) не Его превосходительству лично. Еще одна особа и того хуже - Мария Никифорова, секретарь металлургического промышленника, чьей алчности может составить конкуренцию только распущенность. Но всех хуже тут - Прошка Тисков, безродный адвокатишка, нигилист из нигилистов. Это он приучил своих сообщников резать лягушек и пренебрегать вечерней молитвою, это он стоит во главе революционной ячейки. Имею основания так считать: стоило мне пристыдить этих смутьянов за безнравственное поведение, так он рассмеялся мне в лицо. Сердце до сих пор болит, как вспомню.

Ладно я. Я посвятил себя служению людям, познал безобразие порока в других и оттого обрел завидную духовную стойкость в себе. Но коллеги мои - не ручаюсь, что их душевное здоровье эта выходка не пошатнула. Надо было видеть купца Веню Товароведова, как тряслись его губы от глубокой обиды и ярости. Ведь он святой человек! Каждую копейку, доллар или франк, получаемый от торговых дел, он откладывает на благотворительность. Целиком откладывает, не считая. Бывает, служанка убирается, ухватится за мешок с облигациями, а он ее тростью по рукам: «Куда, дура! Сироткам это! Надорвешься!» В таких людях любовь к обездоленным детям и проявляется пуще всего. А эти, для которых ничего нет святого, говорят: «Пересчитай!»

Или взять, к примеру, Ле Гушевича. Он ведь тоже святой почти, но уже с другой стороны. Да, бонвиван, да, повеса. И решительно не ясно чем добывающий пропитание – но сколько делает для образования! Его увеселительный журнал для гимназисток, где среди легкомысленных сочинений светских борзописцев встречается иной раз поучительная статья от министра просвещения, внушающая сегодняшним девицам трепет и послушание завтрашних благонравных жен. Он и провокаторов урезонить пытался: «Окститесь, любезные! Мы же жалованья в Совете не имеем, мы одолжение людям делаем, что заседаем тут, власть представительскую в Отечестве поддерживаем».

И ведь прав, тысячу раз прав. Ведь это мы в прошлом году решили не облагать податью тех предпринимателей, которые о народном благе заботятся. Магазин французских шляпок, ювелирная лавка… – красота спасет мир, это я вам как друг муз говорю. Первейшее дело для самоуважения народа. А из-за анархистов, проникших в наш совет, народ смутиться может и подумать, не дай Бог, что мы, слуги его покорные, выгоду какую имеем с сих послаблений. И закручинится крестьянин, и опечалится доярка, и не будут им перстни и колье рубиновые радости былой приносить. Воистину, вольнодумство отравляет душу.

Ваше Высокопревосходительство, в честнейшем беспокойстве за Отечество взываю к Вам: примите меры. Знаю - вы добрейший человек, но пусть ваше сердце не знает жалости к опасным чудачествам этих смутьянов. В то время как Государство наше возрождается вопреки врагам внешним, враг внутренний подрывает доверие и любовь безоглядную к властям предержащим. Ради дешевой славы, ради низменных целей своих враг дурманит неокрепшие умы подданных. Наиль Зафарович, взываю к вам - не допустите.

С глубочайшим почтением,
заслуженный депутат, профессор, кавалер всех мыслимых наград,
почетный балетмейстер, унтер-офицер Императорской армии,
меценат и покровитель изящных искусств
Владимир Иосифович НАТУРАЛОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру